Меню close
Язык
РусҚазEng
Услуги

Споры между юридическими лицами

Применение медиации при разрешении споров между участниками юридического лица

Сегодня все большую актуальность приобретает вопрос о применении альтернативных методов разрешения споров. Прежде всего, необходимость применения альтернативных методов разрешения споров связана с несовершенством и неэффективностью национальной судебной системы. Кроме того, вопрос альтернативного разрешения споров актуален в связи с фактической невозможностью выполнить решение суда, что связано с отсутствием действенного механизма принудительного выполнения решений суда.

Одним из наиболее распространенных методов альтернативного разрешения споров является медиация.

Следует заметить, что в Соединенных Штатах Америки процесс медиации – это обязательный досудебный элемент урегулирования споров, получивший официальное определение еще в 1960 году.

Более того, вопрос о введении института медиации вышел за пределы круга дискуссий среди юристов. В современных условиях процесс медиации практически применяется исходя из практики, сложившейся в соседних странах Европейского Союза. Поэтому очевидно, что нормативная имплементация этого института необходима и сейчас актуальна.

В этом законопроекте дается определение термина медиация. Медиация – это альтернативный (внесудебный) метод разрешения споров, с помощью которого две или больше стороны спора стараются в рамках структурированного процесса самостоятельно, на добровольной основе достигнуть согласия для разрешения их спора с помощью медиатора.

Иначе говоря, медиация – это метод разрешения спора с привлечением третьей стороны – посредника (медиатора). Медиация – это процесс, когда стороны договариваются, а медиатор является "регулятором" между сторонами.

Медиатор – это лицо, которое стороны спора выбрали для проведения медиации.

Медиация основывается на определенных принципах, являющихся обязательными для соблюдения и выполнения всеми сторонами, изъявившими желание воспользоваться данным альтернативным методом разрешения спора:

  • принцип добровольности, которых состоит в том, что все стороны должны быть согласны с применением медиации;
  • принцип конфиденциальности. Фактически само применение и проведение процесса медиации – это конфиденциальный процесс;
  • независимость и беспристрастность медиатора;
  • принцип равенства сторон – ни одна из сторон не имеет преимуществ;
  • медиация – это гибкий процесс, в отличие от судебного порядка разрешения споров.

Категории споров между участниками юридического лица особенно трудны:

1. Во-первых, конфликты, возникающие между участниками юридических лиц, имеют негативное влияние на само юридическое лицо, на его имущественное состояние, кадровый состав, методы и формы управления и т. п.

2. Во-вторых, споры участников юридических лиц, как правило, имеют эмоциональную основу, что приводит к принятию быстрых и невзвешенных решений.

3. В-третьих, споры между участниками юридических лиц отрицательно влияют на репутацию и имидж юридического лица, его системное функционирование, что приводит к сбоям в организации, а иногда даже к невыполнению обязательств, взятых на себя юридическим лицом.

4. В-четвертых, участники конфликтующих юридических лиц, как правило, имеют целью или распределение актива, или увеличение процента получения дивидендов, или стратегические изменения в структуре юридического лица, что, при условии прогрессирования конфликта, может привести к нежелательным ликвидации и/или реорганизации юридического лица.

Учитывая сложность этой категории споров, национальная судебная система не в состоянии их решить надлежащим образом и с положительными последствиями для самого юридического лица. Кроме того, национальные суды не имеют целью при урегулировании спора между участниками юридического лица учитывать интересы юридического лица; цель суда – урегулировать конфликт между сторонами в пределах действующего законодательства.

Применение института медиации для разрешения споров между участниками юридического лица имеет определенные преимущества:

  • медиация – это добровольный механизм разрешения споров для участников юридического лица;
  • процесс медиации занимает меньше времени, чем разрешение спора в судебном порядке и, иногда, значительно более дешевый;
  • применение процесса медиации влияет на увеличение шансов относительно сохранения нормальных отношений между участниками юридического лица, его деловую репутацию и имидж;
  • процесс медиации дает возможность избежать огласки ситуации, что предотвращает негативное влияние на существующий климат среди кадрового состава юридического лица;
  • применение медиации приводит к нахождению и принятию нестандартных и гибких решений, приемлемых и положительных для самого юридического лица;
  • процесс медиации значительно уменьшает негативное влияние на юридическое лицо вследствие конфликта между его участниками, в частности, на его репутацию, имидж, организационную и функциональную структуру;
  • медиация – это решение двух сторон, принятое с учетом интересов обеих сторон, а не решение суда.

Одним из основных заданий применения процесса медиации для разрешения спора между участниками юридического лица должно быть сохранение актива юридического лица. Участники спора с помощью медиатора должны понять и визуализировать все потенциально возможное негативное влияние существующего конфликта на актив юридического лица. Процесс медиации непосредственно в этом случае должен быть направлен на минимизацию негативных последствий для юридического лица.

Положительным в применении медиации для разрешения спора между участниками юридического лица является ее цель. Так, цель медиации состоит в достижении решения, которое удовлетворит обе конфликтующие стороны. То есть, в отличие от судебного порядка, медиация имеет целью разрешить конфликт, а не привлечь к ответственности виновного. Более того, целью для медиатора должно быть достижение сатисфакции – удовлетворения, вследствие решения проблемы, для всех сторон.

Кроме того, лицо, являющееся медиатором, должно помнить для себя некоторые особенности:

1. У медиатора отсутствует клиент. Клиентом медиатора является проблема, и медиатор работает именно с проблемой и решает ее.

2. Медиатор работает с эмоциями, ведь споры, возникающие между участниками юридических лиц, имеют эмоциональную основу.

3. Для медиатора работа с негативом – обычный процесс.

4. Медиатор должен работать с обеими сторонами на равных условиях.

5. Для медиатора важно выявить сущность спора и его причину с целью поиска оптимального пути решения спора.

6. Принятое решение по результатам разрешенного спора должно быть приемлемым для обеих сторон.

7. Медиатор должен быть нейтральным, при этом медиатор не вмешивается в суть самого решения, которое приняли для себя стороны.

8. Медиатор должен найти "крайние точки" сторон, но к взаимному согласию стороны должны прийти самостоятельно. Если стороны не найдут общего решения, медиатор может предложить свое решение – так называемое предложение медиатора.

Также медиатор должен помнить о том, что каждая медиация должна завершаться медиативным соглашением, которое заключается между участниками спора и подписывается обеими сторонами.

Соглашение о медиации должно содержать следующие обязательные условия:

  • сроки выполнения соглашения;
  • способы выполнения соглашения;
  • ответственность сторон за невыполнение условий соглашения;
  • обязанность сторон о необращении в суд;
  • обязанность сторон о выполнении соглашения безусловно;
  • условия распределения расходов сторон на применение процедуры медиации.

Юристы, которые отдают преимущество применению судебной системы для разрешения спора между участниками юридического лица, должны помнить, что не все желания клиента возможно урегулировать в судебном порядке, в отличие от медиации. Кроме того, суд не имеет целью сохранить актив юридического лица, его организационную и функциональную структуру, имидж и репутацию. Более того, в процессе медиации стороны имеют возможность расширять свои требования.

Частые вопросы?
Когда проводится обучение ? +

Обучение проводится по факту укомплектования групп, время обучения согласовывается с участниками курса. Спец Курс медиации и Медиатор тренер набирается регулярно.

Какова стоимость обучения ? +

Стоимость обучения уточняйте в расписании и у менеджеров. Стоимость может зависеть от лектора, характера группы (корпоративная, индивидуальная и т.д.)

Кто проводит обучения ? +

Обучение проводится действующими медиаторами имеющими большой практический и теоретический опыт.

Где проводится обучение ? +

Обучение проводиться в наших современных аудиториях, online с предоставлением записи курса или с выездом к заказчику.

Продолжительность курса ? +

Продолжительность курса минимально согласно требованиям законодательства, максимально в зависимости от группы и тематики. В любом случае лектор полностью раскрывает весь материал.

Будет ли сопровождение после обучения ? +

Вы можете обратиться к медиатору - супервайзеру предворительно обсудив условия сопровождения с менеджером. 

Оставьте заявку - мы обсудим ваши цели и подберем решения
Оставить заявку
Loading...

Спасибо

Мы получили вашу заявку, наш менеджер свяжется с Вами в течение часа

Отлично